Arms
 
развернуть
 
607650, Нижегородская обл., г. Кстово, пл. Ленина, д. 8
Тел.: (83145) 4-42-65
kstovsky.nnov@sudrf.ru
607650, Нижегородская обл., г. Кстово, пл. Ленина, д. 8Тел.: (83145) 4-42-65kstovsky.nnov@sudrf.ru
СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Решение по гражданскому делу
Печать решения

Дело №2-2406/2024

УИД 52RS0016-01-2023-004421-29

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2024 года г. Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ахмадьяновой А.Д. при секретаре Жамалетдиновой Г.Т., с участием истца Кривилевой Т.К., ответчика Ботанкиной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривилевой Татьяны Константиновны к Еремину Сергею Александровичу, ТСЖ Кедр, председателю ТСЖ "Кедр" Ботанкиной Надежде Михайловне об обязании сделать перерасчет платы за горячую воду, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Кривилева Т.К. обратилась в суд с иском к председателю ТСН «Кедр» Еремину С.А., о перерасчете платы за ГВС, устранение проблем с горячей водой, в ходе рассмотрения дела свои исковые требования уточнила, в обоснование иска ссылается на следующее.

После замены труб в 2019 году в подвале дома по адресу: (адрес обезличен), в квартире истца стали частые перебои с горячей водой, температура была ниже нормы. Жильцы дома неоднократно обращались к председателю ТСЖ «Кедр» Еремину С.А., однако никаких ответов не получили.

В июле 2023 года, после отключения горячей воды на профилактику, вода снова стала ненадлежащей температуры.

В своем уточненном исковом заявлении Кривилева Т.К. просит суд обязать ТСЖ «Кедр», председателя Еремина С.А. обеспечить предоставление горячей воды надлежащего качества и температуры, соответствующей установленным нормам. Взыскать с ТСЖ «Кедр» перерасчет за горячую воду за период с июля 2023 года по январь 2024 года включительно в сумме 4440, 97 руб. Взыскать с ТСЖ «Кедр» моральный вред в сумме 6 000 руб.

Протокольным определением суда от 24 июня 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Ботанкина Надежда Михайловна.

В судебном заседании Кривилева Т.К. свои требования поддержала, пояснила, что в настоящее время вода на кухне нормализовалась. В ванной подача горячей воды осуществляется с перебоями.

Ответчик Ботанкина Н.М. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснил, что ПАО Т Плюс подает горячую воду нормальной температуры, в некоторых квартирах жильцы самовольно переделали стояки горячего водоснабжения, из-за чего нарушается циркуляция ГВС. Со стороны ТСН проводятся мероприятия по нормализации ГВС, но часть жильцов не желают делать ремонт системы водоснабжения, вины председателя нет.

Иные лица, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в многоквартирных домах регулируются жилищным законодательством (пункт 10 части 1 статьи 4, часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества вмногоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Изменение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ч. 5 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).

По смыслу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении МКД товариществом собственников жилья оно несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.

Во исполнение требований федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354).

В соответствии с пунктом 13 Правил №354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирномдоме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Товарищество как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства МКД; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты «а», «б» пункта 31, подпункт «а» пункта 32 Правил №354).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 31 Правил №354 исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно пункту 33 Правил №354, собственник имеет право: а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено понятие качества и безопасности воды, которое предполагает совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.

В силу пункта 3 статьи 1 указанного Федерального закона требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Пунктами 2.2, 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года №24 и действовавших в период вменяемого ответчикам нарушения, горячая вода поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60° C и не выше 75° C.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 2.2, 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года №20.

Указанные санитарные правила и нормы утратили силу с 01 марта 2021 года в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», однако с введением в действие СанПиН 2.1.3684-21 требования к температуре горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения не изменились.

Пунктом 5 приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, предусмотрено допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до5.00 часов) – не более чем на 5° C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) – не более чем на 3° C.

При этом указанным пунктом также установлено, что за каждые три градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40° C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

Как следует из материалов дела, Кривилева Т.К. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: (адрес обезличен), что подтверждается выпиской из ЕГРН.

ТСН «Кедр» осуществляет управление эксплуатацией жилого фонда, председатель правления в настоящее время является Ботанкина Н.Н. является лицом, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Указывая на ненадлежащую подачу горячей воды в (адрес обезличен), (адрес обезличен), истец обратилась с иском в суд.

Из Государственной жилищной инспекции (адрес обезличен) в материалы дела представлены копии ответов от (дата обезличена) и от (дата обезличена) на обращения Кривилевой Т.К. по фактам недостатков горячего водоснабжения.

Из ответа ГЖИ от 29.09.2023 установлено, что ТСН «Кедр» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в ответе указано, что обращения истца не являются основанием для проведения проверки в отношении юридического лица.

Из ответа ГЖИ от 03.11.2023 установлено, что 02.11.2023 года в отношении ТСН «Кедр» проведена внеплановая проверка по адресу: (адрес обезличен). В ходе которого установлено: в (адрес обезличен) надлежащая циркуляция горячего водоснабжения, температура горячей воды в точке водоразбора в ванной комнате составила +55,2 градуса, что не соответствует нормативным значениям, в кухне +60 градусов, что соответствует нормативным значениям.

По фактам выявленных нарушений в отношении юридического лица ТСН «Кедр» возбуждено административное производство, предусмотренное ст. 7.23 КоАП РФ и будет внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В отзыве на исковое заявление ТСЖ указало, что система горячего и холодного водоснабжения состояла из металлических труб. Недостатком такой системы является то, что в ней собирается конденсат, который разрушает материал труб. Внутри металлической трубы постепенно образовывается ржавчина и налет, который уменьшает объем трубы. Таким образом, уменьшается и пропускная способность.

В 2020 году проведено общее собрание собственников о проведении капитального ремонта и замене металлических вертикальных трубопроводов (стояков) ГВС И ХВС на полипропиленовые трубы, в квартирах собственников.

В августе 2023 года проведен капремонт. При приемке выполненных фирмой работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, замены металлических вертикальных трубопроводов (стояков) ГВС и ХВС на полипропиленовые, установлено, что в квартирах собственников по стояку (адрес обезличен) : (адрес обезличен) произведено самовольное переустройство стояков ГВС с переносом инженерных сетей ГВС многоквартирного дома, требующих внесение изменений в технический паспорт дома. В связи с чем была нарушена циркуляция теплоносителя ГВС.

Собственникам указанных квартир было направлено Уведомление от 15.01.2024 года об устранении самовольных нарушений ЖК РФ (л.д. 34-38).

ТСН «Кедр» является товариществом собственников жилья, а не управляющей компанией. Управляющим органом у них является правление, а председатель является исполнителем, все решения принимаются сначала на собрание правления, а потом на общем собрании собственников. Таким образом, улучшение жизни в доме зависит от самих собственников. Замена стояков ГВС и ХВС проходит сложно, некоторые собственники отказывают предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома, для проведения ремонтных работ по замене стояков горячего и холодного водоснабжения.

Представитель ответчика ссылается на то, что вся причина лежит исключительно по вине самих собственников, которые самовольно переделывают общедомовую собственность, не думая о последствиях.

Также суда ответчиком был предоставлен акт по результатам проверки температуры горячей воды в квартире истца от 14.08.2023 года.

Истец представила данные самостоятельных наблюдений температуры горячей воды за период с 30.07.23 по 24.08.2024 г.

Оценивая представленные доказательства, доводы сторон, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований истца о перерасчете платы за ГВС за июля 2023 года по январь 2024 года, устранение проблем с горячей водой, поскольку в материалы дела не представлены допустимые доказательства конкретных данных о периоде несоответствия качества ГВС, отсутствуют надлежащим образом составленные акты проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, которые подтверждалибы дату и время начала нарушения качества коммунальной услуги, и ее несоответствие нормативам, от проведения технической экспертизы истец отказалась.

Как следует из пояснения самого истца, в настоящее время качество ГВС удовлетворительное.

В соответствии с пунктом 105 Правил №354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя, деятельность которой организована товариществом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (пункт 106 Правил №354).

Как установлено пунктом 108 Правил №354 в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

В соответствии со статьей 109 Правил №354 по окончании проверки составляется акт проверки.

Пунктами 109 и 110 Правил №354 подробно регламентирован порядок составления вышеуказанного акта и разрешения возникших при его составлении разногласий.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, а в случаях, указанных в пункте 148(54) настоящих Правил, также информация, указанная впункте 124(11) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила организации теплоснабжения).

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении №1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

При этом в случае разногласий любой участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальных услуг.

Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы, но при этом между потребителем и исполнителем существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, проводится повторная проверка качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей.

Одновременно пунктом 110.1 установлено, что в случае непроведения исполнителем проверки по обращению о нарушении качества услуги в установленный срок, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Данный императивный порядок, предусматривающий составление акта проверки с участием всех заинтересованных лиц, направлен на достоверное установление факта оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Кроме того, возможность осуществления перерасчета обусловлена установлением количества часов, в течение которых представлялись коммунальные услуги (поставлялся коммунальный ресурс) ненадлежащего качества.

Истец представил в материалы дела акты замера температуры горячей воды. Между тем, из данных документов не представляется возможным установить, что измерение температуры горячей воды производилось на границе эксплуатационной ответственности сторон. Также, данные документы не содержат сведений о надлежащей работоспособности измерительного прибора. Кроме того, указанные акты составлены без участия представителей ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, порядок установления и подтверждения ненадлежащего исполнения обязательства ТСН «КЕДР», определенный пунктами 105, 106 Правил №354 не соблюден, что исключает возможность удовлетворения требований Кривилевой Т.К. о перерасчете платы за ГВС.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что со стороны истца не было представлено достаточных и достоверных доказательств в подтверждение доводов искового заявления суд первой инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Поскольку истцу в удовлетворении иска отказано, требования истца о взыскании морального вреда не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кривилевой Татьяны Константиновны к Еремину Сергею Александровичу, ТСЖ Кедр, председателю ТСЖ "Кедр" Ботанкиной Надежде Михайловне об обязании сделать перерасчет платы за горячую воду, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.

Судья А.Д. Ахмадьянова

Решение в окончательной форме изготовлено 17.10.2024 г.